Крупнейшая в мире плавбаза вновь под российским флагом
На сегодняшний день это самое большое в мире в своем классе судно (по своим габаритам он равен французскому вертолетоносцу-доку «Мистраль») с водоизмещением 32 тысячи тонн и высотой от киля до клотика 45 метров.Далеко не каждая компания может потянуть его эксплуатацию.
Судно было построено в конце 80-х годов на верфях Финляндии по заказу Советского Союза. В наше время строительство такого гиганта обошлось бы в 300 миллионов долларов. К сожалению, первое из этой серии судно «Содружество» сейчас режут в Китае на металлолом.«Всеволоду Сибирцеву» избежать подобной участи удалось благодаря усилиям ОАО «Южморрыбфлот». Корреспондент «В» побеседовал с генеральным директором компании Александром Ефремовым.
Плавучая фабрикас гостиничным сервисом для экипажа
– Александр Владимирович, что на сегодняшний день представляет собой плавбаза и какие задачи ей предстоит решать в море?
– Чтобы поднять флаг России на «Всеволоде Сибирцеве», нам пришлось заплатить в бюджет государства свыше 56 миллионов рублей по статье НДС и почти 15 миллионов рублей таможенных пошлин. Но мы совершенно не жалеем о платежах. Приморский край получил свыше полутысячи новых рабочих мест, а компания на треть увеличит объемы производства высококачественной готовой продукции из парного сырья.
Благодаря возвращению «Всеволода Сибирцева» компания решает сразу две основные задачи. В первую очередь рыбаки получают качественные бытовые условия работы в море. Только высокой заработной платы и романтики недостаточно. Ведь не секрет, что рыбацкая профессия уже не входит в число престижных. Но труд рыбаков и сегодня важнейший в России. Президент страны обозначил приоритеты в развитии рыбной отрасли. О значимости для страны возрождения престижности профессии говорит и тот факт, что телеканал «Моя планета» снял документальный фильм «Люди воды» о промысле сайры на Дальнем Востоке. Я горжусь тем, что герои этого фильма – рыбаки нашего предприятия, наших судов, наши приморские жители.
«Сибирцев» также послужит популяризации рыбацкого труда. Конструктивные особенности судна позволяют сделать условия работы и отдыха на борту плавбазы более комфортными. Что, в свою очередь, повышает престиж профессии. Качество жизни экипажа в море выйдет на новый уровень.
Не хуже советских
– На плавбазе проведена существенная модернизация оборудования с частичной заменой на современные технологии, – продолжает Ефремов. – Всем известно, что рыбные консервы, выпущенные на берегу, уступают по своим характеристикам таким же продуктам, произведенным в море. Парное сырье позволит сохранить все ценные для человеческого организма микроэлементы водных биоресурсов. В Советском Союзе консервы были из свежего сырья, потому и славились. Чтобы наша продукция с моря выделялась среди многочисленных береговых продуктов, разработана новая торговая марка «Доброфлот». Этот бренд должен стать самым узнаваемым в России, потому что выпускаемая продукция станет эталоном качества во всем мире.
Возможности «Всеволода Сибирцева» сделают производство безотходным. Плавбаза может выпускать в сутки до 500 тысяч банок консервов, 500 тонн замороженной продукции, 15 тонн рыбной муки и 5 тонн жира.
– Хватит ли сырья для столь мощного производства?
– «Южморрыбфлот» более 7 лет эксплуатирует плавбазы, определенный опыт давно наработан. К сожалению, у судов данного класса нет постоянной круглогодичной загрузки. Зато на пиках промысла и добычи сырья появляется возможность переработать весь улов. Сколько природа позволит выловить, столько продукции и будет изготовлено. Обеспечивать плавбазу сырьем будут 11 траулеров компании. Особенно рассчитываем на добычу рыбы, которая не ограничена квотами допустимых уловов, в первую очередь на любимую у нашего народа сайру.
Хождение за три моря
Капитан-директор Федор Альфрандт впервые возглавил экипаж «Всеволода Сибирцева». Рыбак с 40-летним стажем поделился своими ощущениями и планами работы.
– Поднявшись на борт, буквально ощутил восторг. Это мощь и неограниченные возможности для работы в любых условиях плавания. На судне проведен необходимый текущий ремонт всего оборудования в машинном отделении и на рабочих палубах, модернизированы технологические линии переработки продукции в цехах и холодильных камерах. В экипаже будет от 500 до 600 человек в разные периоды. Сейчас завершается комплектация коллектива. Люди наслышаны о репутации компании, которая ни разу за всю историю не нарушила условий по выплате заработной платы и социальным гарантиям, и о бытовых условиях на судне.Поэтому проблем с набором специалистов не возникло. Хотя от механиков технологического оборудования и инженеров-электронщиков не откажемся.
Комфортные условия для экипажа были одним из приоритетов исходного проекта. Судно оборудовано спутниковыми антеннами, что дает свободный доступ в Интернет черезWi-Fi.Комфортабельные каюты можно сравнить с гостиничными номерами. Столовая и камбуз больше похожи на ресторан. Есть несколько саун, большой плавательный бассейн, волейбольная площадка и несколько столов для игры в теннис, кинотеатр, актовый зал, оборудованный тренажерный зал. Медицинский центр включает в себя операционную, терапевтические палаты и стоматологический кабинет. В годы моей рыбацкой молодости о таких условиях в море даже мечтать не могли, – подытожил Федор Федорович.
24 июля плавбаза прибудет к западному берегу Камчатки. На следующий день откроется промысел на лососевые,уловы из вставных неводов начнут поступать на борт «Всеволода Сибирцева».В начале осени состоится переход на Южные Курилы с тихоокеанской стороны на сайру. На долю «Южморрыбфлота» приходится не менее 15 процентов общемировых уловов сайры. В конце осени плавбаза вернется в Охотское море, где традиционно наступает сельдевая путина. Хорошие квоты на охотоморскую сельдь позволяют надеяться на полную загрузку плавбазы в зимний период промысла. В феврале-марте предстоит работа на минтаевом промысле.
Сомнений по объемам уловов и выпускаемой продукции у руководства компании нет. В конце августа – начале сентября в Приморье поступят в продажу свежие консервы из горбуши и кеты. Еще через 2,5 месяца в торговой сети края появятся деликатесные изделия с консервированной сайрой.
На этой неделе флагман рыбной промышленности России отправляется в длительный рейс в северо-западную часть Тихого океана. Остается только пожелать экипажу «Всеволода Сибирцева» рыбацкой удачи и семи футов под килем.