Крупнейший в мире плавзавод Всеволод Сибирцев вернулся на родину
Крупнейший в мире плавзавод Всеволод Сибирцев вернулся на родину
Самый большой «подарок» в мире получили рыбаки Приморья к профессиональному празднику — Дню рыбака — в Приморский край вернулась плавбаза «Всеволод Сибирцев».
Три года судно простояло под греческим флагом и, если бы его не купила компания «Южморрыбфлот», с большой долей вероятности пошло бы на гвозди в Китае. 12 июля легенда рыболовного флота отшвартовалась в коммерческом порту Ливадия.
«Всеволод Сибирцев» - плавбаза типа «Содружество», крупнейшая в мире. Максимальная длина судна — 179,93 метра, высота от киля до клотика (то есть от нижней до наивысшей точки) — 45 метров, водоизмещение — 32,096 тонны.
«Ест» такой пароход с аппетитом: 22-23 тонны мазута в сутки — на переходе, рассказывает команда. При полной нагрузке и работающей фабрике будет потреблять около 40 тонн.
Построен он был в 1989 году в Финляндии, и стал одним из трех судов такого типа. Первое — собственно, «Содружество» - пошло на металл в соседнем Китае. А вот «Петр Житников» ходит в моря и поныне. С самого «рождения» и до 22 лет «Всеволод Сибирцев» тоже был в строю. В 2011 году тогдашний хозяин — Преображенская база тралового флота — продал его греческим владельцам под предлогом нерентабельности использования. Греки хотели в рамках совместного проекта с администрацией провинции Хайнянь приспособить судно под плавучую гостиницу для рыбаков в районе островов Сиша (Парасельские острова). План провалился, и плавбазу выставили на продажу. Потенциальных покупателей хватало — все рассматривали предложение, но многих «подвел» недостаток добывающих мощностей — само судно рыбу не ловит, но требует очень больших объемов сырья.
Приобрела же «Всеволод Сибирцев» компания «Южморрыбфлот». После покупки судно ремонтировали и модернизировали. Сумму ремонта и покупки на предприятии не оглашают, ссылаясь на коммерческую тайну.
Обеспечат судно сырьем 11 СТРов. А на борту плавбазы прямо в море будет выпускаться рыбная продукция: консервы, пресервы, мороженая рыба.
Правда, рассказывает генеральный директор «Южноморской базы рыболовного флота» Александр Ефремов, загрузка судна будет нестабильной: природа под желания рыбаков не подстраивается. Рыбы либо очень много, либо мало. Впрочем, например, основной объект добычи — сайра — около берегов Южных Курил плещется в неограниченных количествах.
«Одна из наших основных задач — улучшить качество продукции. Не секрет, что рыбная продукция, выпущенная в море, из свежего сырья, по потребительским характеристикам значительно лучше той, что делается на берегу», - комментирует Александр Ефремов.
Чтобы выделяться среди своих «береговых» конкурентов, в компании разработали бренд — «Доброфлот». На приморские прилавки консервы из лососевых попадут, по предварительным подсчетам, уже через полтора месяца. Сайра — через два и половиной-три месяца.
Долго стоять у находкинских берегов судно не будет: уже 18 июля пойдет на запад Камчатки (25 числа там откроется лососевая путина). Далее судно перейдет на сайру, а потом — на сельдь. Домой «Всеволод Сибирцев» придет через год. Планируется, что большая часть экипажа будет в море все это время, каждые три месяца заходя в порт, чтобы пополнить запасы топлива и продуктов. К слову, вернуть судно именно ко Дню рыбака в компании не планировали — это просто приятное и знаковое совпадение.
Капитан-директор крупнейшего в мире рыбоперерабатывающего плавзавода (плавбазы) Всеволод Сибирцев, выкупленного у одной из греческих команий российским ОАО Южморрыбфлот и вернувшегося в порт Находка Федор Альбрандт .
Сейчас, по словам капитана плавбазы Фёдора Альбрандта, на борту 161 человек. В море же выйдет около 500 работников. Хоть проблем с комплектацией экипажа нет, вакантные места все же пока остались. «Нужны инженеры-электронщики, механики технологического оборудования, матросы обработки, мотористы и другие специалисты. Желательно, молодежь», - говорит Фёдор Альбрандт. На флоте он уже 40 лет, 21 год — капитаном. Подняться на мостик он разрешил и гостям.
С высоты около 30 метров, остальные суда в порту кажутся просто игрушечными. Восторг вызывают и виды вокруг, и сложное оборудование, которым буквально напичкан капитанский мостик. На пульте управления судном фиксируются абсолютно все параметры. С помощью двух радиолокационных станций, расположенных по бортам, можно наблюдать за окружающей обстановкой в радиусе около 120 миль. Для швартовки, например, очень удобен выносной пульт. А датчики пожарной сигнализации выводят информацию с любого уголка судна.
«Что это пищит?» - спрашиваем мы у старпома Анатолия Буравлева. Оказывается, что специальная система подает сигналы о том, что близко к плавбазе подошел какой-нибудь другой объект. «Близко», конечно, понятие растяжимое: устройство срабатывает уже на расстоянии трех кабельтов (около 540 метров).
Береговой механик Виктор Ковальчук родом из поселка Южно-Морского. 11 его земляков трудятся на плавбазе. Сам же он на судне впервые и уйдет еще на месяц в море — следить за оборудованием. «Ремонтировали машинки, набивки, ставили транспортеры, делали пайолы... - перечисляет он. - Ремонта потребовалось очень много. Конечно, и мы постарались, в грязь лицом не ударили!»
В одной из кают плавбазы.
«Плавбаза будет выпускать 450 тонн мороженной продукции в сутки и 300 ТУБ консервов, - обозначает средние объемы производства Сергей Чуланов. - ТУБ — это «тысяча условных банок», в ней 1307 единиц продукции. Красная рыба пока только «натуралка», а сайра будет и с добавлением масла, и с томатом...». На пиках же добычи из лосося, сельди, сайры, минтая в сутки будет выходить до 500 тонн «заморозки», 11 тысяч ящиков консервов, порядка 15 тонн рыбной муки, 5 тонн жира. Производство практически безотходное.
Еще одна задача, которую решали в «Южморрыбфлоте» покупкой этой плавбазы, — вернуть качество бытовых условий рыбакам, сделать профессию более привлекательной для молодежи. Так, на судне есть постоянный выход в Интернет, две сауны, бассейн, спортзалы, столы для пинг-понга... В общем, развлечений — на любой вкус.
Спускаемся на первую палубу надстройки, попутно понимая, какие расстояния приходится ежедневно преодолевать людям, которые трудятся на «Всеволоде Сибирцеве».
Здесь расположена фабрика. В приемные бункера, поступает сырец. Если надо, его охлаждают, потом подают на разделку. Дальше рыба идет сразу на заморозку или укладку в консервы. На фабрике могут разделывать красную рыбу, сельдь, минтай. Скоро поставят линию по разделке сайры. А вот крабовую линию вырезали еще в Китае, когда судно принадлежало иностранцам.
Под чутким руководством старшего мастера обработки Сергея Чуланова на разделке рыбы будет работать 360 человек (по 180 человек в каждую смену). Процентов 40 из них — женщины.
А вот у боцмана Владислава Бакунина есть свой любимый уголок на судне — библиотека. «Там тысячи две книг. Что я читаю? Всё! Какие книги есть, те и беру Предпочитаю Гиляровского», - делится «морской дракон». Именно так, а не «морским волком» называют моряка с 32-летним стажем, друзья, он сам и супруга Мария Михайловна, которая каждый раз, когда муж уходит в рейс, волнуется за него на берегу.
«Пароход — это наш дом. Если кто приходит, то надолго. «Временщиков» здесь нет. Много семей — в том числе и молодых», - объясняет буфетчица Елена Приходько. Уже через пару недель ей и ее коллегам придется каждый день кормить пять-шесть сотен рыбаков. Кстати, меню у них сытное: в рационе много мяса, рыбу скоро будут есть только что выловленную (часть улова СТРов пойдет на еду).
«Когда мы 21 октября 2011 года уходили из Преображения, люди на пирсе стояли и плакали. Они — там, а мы — на палубе. А когда стало известно, что возвращаемся, я в эту ночь вообще не спала. Прихожу на камбуз — там шеф-повар, мы с ней вместе пробыли все это путешествие. «Я тоже не спала», - говорит. Представить не могли мы, что снова в России будем!» - добавляет Елена.
В каютах экипажа уютно. Каждый обустраивает свой быт сам. Заходим «в гости» к крановщику Сергею Чернову. На этом пароходе он уже три года. Пока что в каюте один, но скоро появится сосед. Телевизор, колонки, ноутбук, чайник... Все принес, чтобы было, как дома. «Я же здесь практически живу, - рассказывает Сергей. - Он сам из Владивостока, выпускник морского технологического колледжа. Сокурсники и родные часто интересуются, каково это — трудиться на самой большой платформе в мире. - Подолгу рейсы выходят, да. А так — нормально. Однокурсники говорят, что не смогли без родных, без семьи... Конечно, работать тяжеловато: всё большое, даже огромное. Много людей. Но и платят хорошо. После покупки судна новой компанией зарплату пока не получал еще — думаю, будет не меньше».
На швартовку гиганта мы не успели, поэтому покажу парочку кадров от пресс- службы компании «Южморрыбфлот»
Плавзавод Всеволод Сибирцев - один из трех судов такого типа (два других - Петр Житников и Содружество), были построены на закате Советского Союза. Еще тогда масштаб этого судостроительного проекта поражал воображение. Несмотря на то, что плавбаз на Дальнем Востоке тогда было предостаточно, эти три судна выделялись: это были плавучие города, на которых могли трудиться до 600 человек экипажа.
Приобретенный за бесценок Сибирцев должен был помочь китайскому правительству закрепиться на этих территориях. Предполагалось, что плавбаза будет использоваться как плавучая гостиница для китайских рыбаков, ведущих прибрежный промысел, в тот момент, когда часть суши будет уходить под воду.
Именно поэтому из плавбазы постарались сделать комфортабельный отель почти звездного уровня. На судне полностью восстановили систему кондиционирования и вентиляции, систему пожарной сигнализации, часть кают была переделана в настоящие гостиничные номера. Многие каюты из четырех местных стали двухместными. В их отделке были использованные самые современные материалы.
Возвращение Сибирцева, по мнению экспертов, сыграет свою роль во всей российской рыбной промышленности. Возвращение плавзавода в рыбную промышленность России влияет на продовольственную безопасность страны. Дело в том, что компании из других стран сегодня диверсифицировать свои промыслы, промыслом же сайры занимаются тайваньские суда, на которых номинально сидят российские экипажи. Они ловят десятки тысяч тонн и провозят рыбу к себе в страну, чтобы потом выпустить из нее продукт с добавочной стоимостью и продать в Россию. Часто это продукция не самого лучшего качества.
Богатая история Южморрыбфлота берет начало в 1913 году, когда в рыбацком поселке Тафуин заработал небольшой консервный завод, куда сырье поставляли артели рыбаков, занимавшихся прибрежным ловом. Прошло много лет, и небольшое производство превратилось в крупнейший береговой консервный завод Приморского края. За время своего существования предприятие пережило войну, находилось на грани банкротства, тем не менее, успешно преодолело трудности и уверенно набирает обороты, возвращая себе славу лидера рыбодобывающей промышленности региона.