"Всеволод Сибирцев" вернулся к родным берегам в Приморье

"Всеволод Сибирцев" вернулся к родным берегам в Приморье

Крупнейшая плавбаза рыболовецкого флота - на пороге новой жизни

Владивосток, 15 июля, PrimaMedia. Крупнейшее рыболовецкое судно российского промыслового флота – плавбазу "Всеволод Сибирцев" встречал приморский город Находка 12 июля, накануне Дня рыбака. Встречал сырым ветром, холодной, совсем не июльской, моросью - и духовым оркестром. Так что борт "Сибирцева" коснулся причала под "Прощание славянки", как заведено было принимать возвращающиеся с промысла пароходы в те времена, когда рыбацкая профессия ценилась не только за "длинный рубль", но и за тяжелый благородный труд настоящих моряков, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Времена те, казалось, за четверть века реформ канули безвозвратно, многие приморские гиганты рыбообрабатывающей промышленности сколько лет уже борются за выживание в условиях экономики переходного периода, а "Всеволод Сибирцев"…

"Всеволод Сибирцев" подходит к причалу, Фото с места события собственное

"Всеволод Сибирцев" подходит к причалу, Фото с места события собственноеАвтор фото: Дмитрий Сапронов, PrimaMedia

Гиганты держат море

…Никогда не видели, как швартуется плавбаза? О, это целое событие. Когда судно таких размеров начинает движение от рейда к причалу, кажется, что ему тут просто не хватит места. Даже солидные контейнеровозы по сравнению с плавучим гигантом выглядят как-то несерьезно – мелковаты, простоваты, никакого сравнения с неспешной мощью разворачивающегося бортом к берегу титана. Поспорить с ним размерами может разве что ракетный крейсер "Варяг", но "Сибирцев", в отличие от "убийцы авианосцев", пароход сугубо мирный, так что смотрится добродушным китом на фоне прочих "обитателей" бухты Находка. Без малого 30 тысяч тонн полного водоизмещения – размер имеет значение!

Вот и трудяга-буксир, без особого труда справляющийся даже с сухогрузами-семитысячниками, в этот раз немало измучился. Кончилось тем, что "Всеволод Сибирцев" с неожиданной для таких габаритов грацией стал к причалу практически сам. Во времена Императорского флота за швартовку судна такого размера вполне могли и наградить. Правда, не было тогда и таких механизмов, которыми оборудована плавбаза. Перо руля "Сибирцева" оснащено "закрылком Беккера" - устройством, позволяющим при повороте развернуть струю воды на 95 градусов по отношению к курсу судна.

Проще говоря, плавбаза вполне "линкорных" габаритов может при повороте развернуться вокруг кормы почти на месте, словно балерина на сцене.

- С закрылком во время ремонта не обошлось без проблем, - вздыхает старпом "Сибирцева" Анатолий Буравлев. – При проверке он просто отказал, пришлось серьезно поработать над его починкой, зато сейчас, сами видите, никаких проблем!

Пришвартовать такую громаду, дело непростое, Фото с места события собственное

Пришвартовать такую громаду, дело непростое, Фото с места события собственноеАвтор фото: Дмитрий Сапронов, PrimaMedia

Современные подруливающие устройства помогли пришвартовать махину корпуса легко и красиво, под джаз, которым оркестр сменил встречные марши. Огромный борт "Сибирцева" эхом возвращал обратно бодрый музыкальный мотивчик, и казалось, стальной гигант удовлетворенно мурлычит: "Дома, дома, наконец-то, дома!"

Люди "Сибирцева"

Впрочем, можно бесконечно восхищаться размерами и мощью корабля, но без людей он – стальная громада, безжизненная и бесполезная.

А ведь делали "Сибирцева" не для того, чтобы он поражал своими размерами туристов. В первую очередь, это – предприятие, способное выпускать более 500 тонн продукции ежесуточно.

Капитан Федор Альбрандт: "Я судном доволен!", Фото с места события собственное

Капитан Федор Альбрандт: "Я судном доволен!", Фото с места события собственноеАвтор фото: Дмитрий Сапронов, PrimaMedia

- Лично я судном доволен более, чем полностью, - говорит капитан "Сибирцева" Федор Альбрандт. - Возможности у него практически неограниченные и, по сравнению с теми базами, на которых я работал до того, "Всеволод Сибирцев" комфортнее и мощнее, чем остальные суда этого класса, имеющиеся в нашем флоте. А по выпуску готовой продукции вряд ли кто сможет составить ему конкуренцию.

Куда уж тягаться с "Сибирцевым" старым плавбазам, не говоря уже о БАТМ и БМРТ! Полный экипаж судна – 520 человек, 360 из них – рабочие рыбозавода, самого сердца судна. Именно они – основная производственная сила "Сибирцева", без которой любая механизация не имеет никакого смысла.

- Обработка рыбы, конечно, у нас ручная, - говорит старший мастер обработки Сергей Чуланов. – Хотя участок заморозки и консервирования автоматизированы на 95%. Можем работать с красной рыбой, с минтаем, с сельдью иваси, которая сейчас идет в невиданных масштабах, с сайрой…

Уже летом выходим в экспедицию на лосося в Охотское море, готовы к приему рыбы на все 100%.

Кто "вкалывал" на рыбообработке, подтвердят - труд это тяжелейший. Холод, вода, бьющаяся рыба… И 6-часовой смены на БМРТ хватает, чтобы упасть с ног, а ведь, не успеешь отдохнуть, и опять брать нож и отправляться "шхерить" скользкую добычу. Какой уж тут досуг, до койки добраться бы.

- Мы тут после смены обычно в спортзал ходим, - говорит матрос-рыбообработчик Гаджи Сайпулаев. – Бытовые условия хорошие, смены по 12 часов, успеваешь и нормально отдохнуть, и заняться спортом. Потаскать гантели, со штангой позаниматься, потом в сауне отдохнуть. Удобно! Я за свою морскую карьеру такого комфорта не видел! Усталость не так сильно ощущается, как на БАТМ, успеваешь между вахтами и кино посмотреть, и собой заняться, и подремать… Хорошо здесь, все условия для работы и отдыха!

В свободное от вахты время есть возможность заглянуть в спортзал, Фото с места события собственное

В свободное от вахты время есть возможность заглянуть в спортзал, Фото с места события собственноеАвтор фото: Дмитрий Сапронов, PrimaMedia

- А я уговорил руководство нам два теннисных стола поставить, - говорит 2-й механик силовой установки Владимир Баташов. – Поклонник я пинг-понга, ничего не поделать. Раньше у нас старенький самодельный столик был, теперь уже два. Я много лет в моря хожу, на Черном море начинал еще, на "Сибирцеве" с 2002 года, и у нас поработать успел, и с греками, когда его в аренду сдали… В Китае судно принимал. Боялся, погубили судно, пока оно без хозяина было! Ничего, после ремонта, как новенький наш "Сибирцев"! А вообще я поклонник настольного тенниса, на берегу им и заняться некогда, а тут - пожалуйста. А что качает, так при качке даже интереснее играть!

Жизнь морская

А еще на "Сибирцеве" замечательный боцман. Трудно не приметить человека с бородой-лопатой, настоящего морского волка, громче всех объясняющего матросам палубной команды, что и как нужно делать. Владислав Анатольевич Бакунин на палубе плавбазы смотрится органичнее, чем на городской улице, такое ощущение, что с судна он и не уходит. Обманчивое, конечно, ощущение. Ведь боцмана встречает любимая и любящая жена, уверяющая – в море главу семьи отпускает, скрепя сердце.

Боцман "Сибирцева" Владислав Бакунин, Фото с места события собственное

Боцман "Сибирцева" Владислав Бакунин, Фото с места события собственноеАвтор фото: Дмитрий Сапронов, PrimaMedia

- В море я 32 года, но такого судна не видал еще, - говорит Владислав Бакунин. - Красавец! На таком и год, и два в рейсе выдержишь, если Мария Михайловна меня на два года от себя отпустит. А любимый уголок на "Сибирцеве" у меня – библиотека. Я в плане чтения я человек всеядный, хотя люблю больше всего Владимира Гиляровского. Не поверите, только в рейсах и есть время с книжкой посидеть!

Ну, библиотека библиотекой, а камбуз для моряка – святое. Управляет тут Шалпан Зайцева, шеф-повар парохода. Экипаж для нее – что собственные дети. Полтысячи человек? Да какие проблемы? Накормим. Свекольник, макароны по-флотски, котлеты, мясо по-капитански, рыба… Чебуреки, как же мужикам без чебуреков!

Шеф-повар Шулпан Зайцева: "Вахта-вахтой, а обед по распорядку!", Фото с места события собственное

Шеф-повар Шулпан Зайцева: "Вахта-вахтой, а обед по распорядку!", Фото с места события собственноеАвтор фото: Дмитрий Сапронов, PrimaMedia

- А они меня с девочками без помощи не оставляют, - смеется Шалпан Зайцева, споро расставляя на поддоны тарелки с завтраком – яичницей-глазуньей. – Придут после вахты, помогут котлы чистить, даже особо и просить никого не нужно. Любят нас!

Самый молодой член экипажа – 19-летний Руслан с морской фамилией Чайка, которого я застал в уютной двухместной каюте, когда он собирал вещи, готовясь сойти на берег, на мой вопрос насчет "Сибирцева" только развел руками.

Самый юный моряк "Сибирцева" Руслан Чайка, считает, что лучше судна в мире не найти, Фото с места события собственное

Самый юный моряк "Сибирцева" Руслан Чайка, считает, что лучше судна в мире не найти, Фото с места события собственноеАвтор фото: Дмитрий Сапронов, PrimaMedia

- Это не описать, это здорово, серьезно! Первый мой пароход, и такой красавец. Комфортно, удобная каюта, экипаж отличный! Нет, я представлял себе, что в море здорово, но не представлял, что так! Не зря морскую профессию выбрал.

Через неделю "Сибирцев" отправится в охотоморскую экспедицию, на лососевую путину. Руководство "Южморрыбфлота", фактически спасшее плавбазу от разделки "на иголки", надеется, что старый-новый пароход-возвращенец станет первой ласточкой возрождения рыболовецкого флота России. Ну а мы, люди береговые, будем ждать с рейса друзей и продукцию "Сибирцева" на прилавках. Что-то очень хочется нормальной рыбы по нормальной цене.

12 января 2015

Источник: PrimaMedia.ru