Самый большой «подарок» в мире получили рыбаки Приморья

Самый большой «подарок» в мире получили рыбаки Приморья

Ко Дню рыбака в Приморье вернулся «Всеволод Сибирцев». Самая большая в мире плавбаза три года простояла под греческим флагом и имела все шансы пойти на гвозди в Китае. Но российские промышленники решили иначе — выкупили, оснастили оборудованием и сделали по-домашнему комфортной. 12 июля плавучий рыбзавод пришвартовался в порту Ливадия. Корреспонденты VL.ru побывали на борту.



С высоты около 30 метров остальные суда в порту кажутся просто игрушечными. Восторг вызывают и виды вокруг, и сложное оборудование, которым заполнен капитанский мостик. На пульте управления судном фиксируются все параметры. С помощью двух радиолокационных станций, расположенных по бортам, можно наблюдать за окружающей обстановкой в радиусе около 120 миль. Для швартовки, например, очень удобен выносной пульт. А датчики пожарной сигнализации выводят информацию с любого уголка судна.

Обеспечат судно сырьем 11 СТРов. На борту плавбазы в море будут выпускаться консервы, пресервы, мороженая рыба, рыбий жир. «Продукция, выпущенная в море, из свежего сырья и по потребительским характеристикам значительно лучше той, что делается на берегу», — комментирует генеральный директор «Южноморской базы рыболовного флота» Александр Ефремов.

Правда, добавляет он, загрузка судна будет нестабильной: природа под желания рыбаков не подстраивается. Рыбы либо очень много, либо мало. Хотя, например, сайра около берегов Южных Курил плещется в неограниченных количествах. Чтобы выделяться среди «береговых» конкурентов, в компании разработали бренд — «Доброфлот». На приморские прилавки консервы из лосося попадут по предварительным подсчетам уже через полтора месяца. Сайра — через 2,5-3 месяца.

Сейчас, по словам капитана плавбазы Фёдора Альбрандта, на борту находится 161 человек. В море же выйдет около 500 работников. Хоть проблем с комплектацией экипажа и нет, но вакантные места пока остались. «Нужны инженеры-электронщики, механики технологического оборудования, матросы обработки, мотористы и другие специалисты. Желательно, молодежь», — говорит Фёдор Альбрандт. На флоте он уже 40 лет, 21 год стоит на капитанском мостике. Подняться на свое место он разрешил и гостям.

«Что это пищит?» — спрашиваем мы у старпома Анатолия Буравлева. Оказывается, что специальная система подает сигналы о том, что близко к плавбазе подошел другой объект. «Близко», конечно, понятие растяжимое: устройство срабатывает на расстоянии трех кабельтов (около 540 метров).

Береговой механик Виктор Ковальчук на судне впервые. Он уйдет еще на месяц в море — следить за оборудованием. «Ремонтировали машинки, набивки, ставили транспортеры, делали пайолы… — перечисляет он. — Ремонта потребовалось много. Конечно, и мы постарались, в грязь лицом не ударили!»

Спускаемся на первую палубу надстройки, понимая, какие расстояния приходится ежедневно преодолевать людям, которые трудятся на плавбазе. Здесь расположена фабрика. В приемные бункера, поступает сырец. Если надо, его охлаждают, потом подают на разделку. Дальше рыба идет сразу на заморозку или укладку в консервы. На фабрике могут разделывать красную рыбу, сельдь, минтай. Скоро поставят линию по разделке сайры. А вот крабовую линию вырезали еще в Китае, когда судно принадлежало иностранцам.

Судьба у судна не из простых. «Всеволод Сибирцев» — изначально одна из трех, а теперь из двух крупнейших в мире плавбаз. Максимальная длина — 179,93 метра, высота от киля до клотика (от нижней до наивысшей точки) — 45 метров, водоизмещение — 32,096 тонны. «Ест» такой пароход с аппетитом: 22-23 тонны мазута в сутки — на переходе, рассказывает команда. При полной нагрузке и работающей фабрике — около 40 тонн.

Построен он был в 1989 году в Финляндии, и стал одним из трех судов такого типа. Первое — «Содружество» — пошло на металл в соседнем Китае. А вот «Петр Житников» ходит в море и поныне. С самого «рождения» и до 22 лет «Всеволод Сибирцев» тоже был в строю. В 2011 году его хозяин — «Преображенская база тралового флота» — продал его греческим владельцам под предлогом нерентабельности использования. Греки хотели в рамках совместного проекта с администрацией провинции Хайнянь приспособить судно под плавучую гостиницу для рыбаков в районе островов Сиша (или Парасельских). План провалился, и плавбазу выставили на продажу. Потенциальных покупателей хватало, но многих «подвел» недостаток добывающих мощностей — судно требует очень больших объемов сырья. Понятно, насколько больших, когда слышишь, сколько продукции будет выпускать плавучий рыбзавод.

«В среднем выходит 450 тонн мороженной продукции в сутки и 300 ТУБ консервов, — обозначает старший мастер обработки Сергей Чуланов. — ТУБ — это «тысяча условных банок», в одной из которых 1307 единиц продукции. Красная рыба пока только натуральная, а сайра будет и с добавлением масла, и с томатом…».

Из лосося, сельди, сайры, минтая на пиках добычи в сутки будет выходить до 500 тонн «заморозки», 11 тысяч ящиков консервов, порядка 15 тонн рыбной муки, 5 тонн жира. Производство практически безотходное.

Под чутким руководством Сергея Чуланова на разделке рыбы будет работать 360 человек, по 180 в каждую смену. Женщин из них – чуть меньше половины.

Сумму покупки и последующего ремонта рыбопромысловая компания не оглашает, ссылаясь на коммерческую тайну. Новые хозяева говорят, что с покупкой этой плавбазы хотят вернуть качество бытовых условий рыбакам, сделать профессию привлекательной для молодежи. Есть на судне постоянный выход в интернет, две сауны, бассейн, спортзалы, столы для пинг-понга…

А вот у боцмана Владислава Бакунина есть свой любимый уголок — библиотека. «Там тысячи две книг. Что я читаю? Всё! Какие книги есть, те и беру. Предпочитаю Гиляровского», — делится «морской дракон». Именно так, а не «морским волком», называют моряка с 32-летним стажем друзья, он сам и супруга Мария Михайловна, которая каждый раз, когда муж уходит в рейс, волнуется за на берегу.

«Пароход — это наш дом. Если кто приходит, то надолго. Много семей, в том числе молодых», — объясняет буфетчица Елена Приходько. Уже очень скоро ей и ее коллегам придется каждый день кормить пять-шесть сотен рыбаков. Кстати, меню сытное: в рационе много мяса, а рыбу будут есть только что выловленную (часть улова СТРов пойдет на еду).

«Когда мы 21 октября 2011 года уходили из Преображения, люди на пирсе плакали. Они — там, а мы — на палубе. А когда стало известно, что возвращаемся, я в эту ночь вообще не спала. Прихожу на камбуз — там шеф-повар. «Я тоже не спала», — она говорит. Представить не могли мы, что снова в России будем!» — добавляет Елена.

В каютах экипажа уютно. Заходим «в гости» к крановщику Сергею Чернову. На этом пароходе он уже три года. Пока живет один, но скоро появится сосед. Телевизор, колонки, ноутбук, чайник… Каюту обустраивает так, чтобы было как дома. «Я же здесь практически живу, — рассказывает Сергей (выпускник морского технологического колледжа из Владивотока), — Подолгу рейсы выходят, да. Однокурсники говорят, что не смогли без родных, без семьи… Конечно, работать тяжело: всё огромное. Много людей. А так – нормально. И платят хорошо. После покупки судна новой компанией зарплату пока не получал. Думаю, будет не меньше».

Долго стоять у находкинских берегов судно не будет: уже 18 июля двинется на запад Камчатки (25 числа там откроется лососевая путина). Далее судно перейдет на сайру, потом — на сельдь. Домой «Всеволод Сибирцев» вернется через год. Планируется, что большая часть экипажа будет в море все это время, ступая на берег примерно раз в три месяца, – именно таков срок автономного плавания.

К слову, вернуть «Всеволода Сибирцева» именно ко Дню рыбака рыбопромышленники не планировали — это совпадение. Знаковое — уверены работники плавбазы.

11.01.2015

Источник: http://www.newsvl.ru/photos/2014/07/14/125646/