Крупнейший в мире плавзавод Всеволод Сибирцев вернулся на родину

Крупнейший в мире плавзавод Всеволод Сибирцев вернулся на родину

Самый большой «подарок» в мире получили рыбаки Приморья к профессиональному празднику — Дню рыбака — в Приморский край вернулась плавбаза «Всеволод Сибирцев».



Три года судно простояло под греческим флагом и, если бы его не купила компания «Южморрыбфлот», с большой долей вероятности пошло бы на гвозди в Китае. 12 июля легенда рыболовного флота отшвартовалась в коммерческом порту Ливадия.

«Всеволод Сибирцев» - плавбаза типа «Содружество», крупнейшая в мире. Максимальная длина судна — 179,93 метра, высота от киля до клотика (то есть от нижней до наивысшей точки) — 45 метров, водоизмещение — 32,096 тонны.

/

«Ест» такой пароход с аппетитом: 22-23 тонны мазута в сутки — на переходе, рассказывает команда. При полной нагрузке и работающей фабрике будет потреблять около 40 тонн.

/

Построен он был в 1989 году в Финляндии, и стал одним из трех судов такого типа. Первое — собственно, «Содружество» - пошло на металл в соседнем Китае. А вот «Петр Житников» ходит в моря и поныне. С самого «рождения» и до 22 лет «Всеволод Сибирцев» тоже был в строю. В 2011 году тогдашний хозяин — Преображенская база тралового флота — продал его греческим владельцам под предлогом нерентабельности использования. Греки хотели в рамках совместного проекта с администрацией провинции Хайнянь приспособить судно под плавучую гостиницу для рыбаков в районе островов Сиша (Парасельские острова). План провалился, и плавбазу выставили на продажу. Потенциальных покупателей хватало — все рассматривали предложение, но многих «подвел» недостаток добывающих мощностей — само судно рыбу не ловит, но требует очень больших объемов сырья.

/

Приобрела же «Всеволод Сибирцев» компания «Южморрыбфлот». После покупки судно ремонтировали и модернизировали. Сумму ремонта и покупки на предприятии не оглашают, ссылаясь на коммерческую тайну.

Обеспечат судно сырьем 11 СТРов. А на борту плавбазы прямо в море будет выпускаться рыбная продукция: консервы, пресервы, мороженая рыба.

Правда, рассказывает генеральный директор «Южноморской базы рыболовного флота» Александр Ефремов, загрузка судна будет нестабильной: природа под желания рыбаков не подстраивается. Рыбы либо очень много, либо мало. Впрочем, например, основной объект добычи — сайра — около берегов Южных Курил плещется в неограниченных количествах.

/

«Одна из наших основных задач — улучшить качество продукции. Не секрет, что рыбная продукция, выпущенная в море, из свежего сырья, по потребительским характеристикам значительно лучше той, что делается на берегу», - комментирует Александр Ефремов.

Чтобы выделяться среди своих «береговых» конкурентов, в компании разработали бренд — «Доброфлот». На приморские прилавки консервы из лососевых попадут, по предварительным подсчетам, уже через полтора месяца. Сайра — через два и половиной-три месяца.

/

Долго стоять у находкинских берегов судно не будет: уже 18 июля пойдет на запад Камчатки (25 числа там откроется лососевая путина). Далее судно перейдет на сайру, а потом — на сельдь. Домой «Всеволод Сибирцев» придет через год. Планируется, что большая часть экипажа будет в море все это время, каждые три месяца заходя в порт, чтобы пополнить запасы топлива и продуктов. К слову, вернуть судно именно ко Дню рыбака в компании не планировали — это просто приятное и знаковое совпадение.

/

Капитан-директор крупнейшего в мире рыбоперерабатывающего плавзавода (плавбазы) Всеволод Сибирцев, выкупленного у одной из греческих команий российским ОАО Южморрыбфлот и вернувшегося в порт Находка Федор Альбрандт .

/

Сейчас, по словам капитана плавбазы Фёдора Альбрандта, на борту 161 человек. В море же выйдет около 500 работников. Хоть проблем с комплектацией экипажа нет, вакантные места все же пока остались. «Нужны инженеры-электронщики, механики технологического оборудования, матросы обработки, мотористы и другие специалисты. Желательно, молодежь», - говорит Фёдор Альбрандт. На флоте он уже 40 лет, 21 год — капитаном. Подняться на мостик он разрешил и гостям.

/

С высоты около 30 метров, остальные суда в порту кажутся просто игрушечными. Восторг вызывают и виды вокруг, и сложное оборудование, которым буквально напичкан капитанский мостик. На пульте управления судном фиксируются абсолютно все параметры. С помощью двух радиолокационных станций, расположенных по бортам, можно наблюдать за окружающей обстановкой в радиусе около 120 миль. Для швартовки, например, очень удобен выносной пульт. А датчики пожарной сигнализации выводят информацию с любого уголка судна.

/

«Что это пищит?» - спрашиваем мы у старпома Анатолия Буравлева. Оказывается, что специальная система подает сигналы о том, что близко к плавбазе подошел какой-нибудь другой объект. «Близко», конечно, понятие растяжимое: устройство срабатывает уже на расстоянии трех кабельтов (около 540 метров).

Береговой механик Виктор Ковальчук родом из поселка Южно-Морского. 11 его земляков трудятся на плавбазе. Сам же он на судне впервые и уйдет еще на месяц в море — следить за оборудованием. «Ремонтировали машинки, набивки, ставили транспортеры, делали пайолы... - перечисляет он. - Ремонта потребовалось очень много. Конечно, и мы постарались, в грязь лицом не ударили!»

/

В одной из кают плавбазы.

/

«Плавбаза будет выпускать 450 тонн мороженной продукции в сутки и 300 ТУБ консервов, - обозначает средние объемы производства Сергей Чуланов. - ТУБ — это «тысяча условных банок», в ней 1307 единиц продукции. Красная рыба пока только «натуралка», а сайра будет и с добавлением масла, и с томатом...». На пиках же добычи из лосося, сельди, сайры, минтая в сутки будет выходить до 500 тонн «заморозки», 11 тысяч ящиков консервов, порядка 15 тонн рыбной муки, 5 тонн жира. Производство практически безотходное.

Еще одна задача, которую решали в «Южморрыбфлоте» покупкой этой плавбазы, — вернуть качество бытовых условий рыбакам, сделать профессию более привлекательной для молодежи. Так, на судне есть постоянный выход в Интернет, две сауны, бассейн, спортзалы, столы для пинг-понга... В общем, развлечений — на любой вкус.

/

Спускаемся на первую палубу надстройки, попутно понимая, какие расстояния приходится ежедневно преодолевать людям, которые трудятся на «Всеволоде Сибирцеве».

/

Здесь расположена фабрика. В приемные бункера, поступает сырец. Если надо, его охлаждают, потом подают на разделку. Дальше рыба идет сразу на заморозку или укладку в консервы. На фабрике могут разделывать красную рыбу, сельдь, минтай. Скоро поставят линию по разделке сайры. А вот крабовую линию вырезали еще в Китае, когда судно принадлежало иностранцам.

/

Под чутким руководством старшего мастера обработки Сергея Чуланова на разделке рыбы будет работать 360 человек (по 180 человек в каждую смену). Процентов 40 из них — женщины.

/

А вот у боцмана Владислава Бакунина есть свой любимый уголок на судне — библиотека. «Там тысячи две книг. Что я читаю? Всё! Какие книги есть, те и беру Предпочитаю Гиляровского», - делится «морской дракон». Именно так, а не «морским волком» называют моряка с 32-летним стажем, друзья, он сам и супруга Мария Михайловна, которая каждый раз, когда муж уходит в рейс, волнуется за него на берегу.

/

«Пароход — это наш дом. Если кто приходит, то надолго. «Временщиков» здесь  нет. Много семей — в том числе и молодых», - объясняет буфетчица Елена Приходько. Уже через пару недель ей и ее коллегам придется каждый день кормить пять-шесть сотен рыбаков. Кстати, меню  у них сытное: в рационе много мяса, рыбу скоро будут есть только что выловленную (часть улова СТРов пойдет на еду).

«Когда мы 21 октября 2011 года уходили из Преображения, люди на пирсе стояли и плакали. Они — там, а мы — на палубе. А когда стало известно, что возвращаемся, я в эту ночь вообще не спала. Прихожу на камбуз — там шеф-повар, мы с ней вместе пробыли все это путешествие. «Я тоже не спала», - говорит. Представить не могли мы, что снова в России будем!» - добавляет Елена.

В каютах экипажа уютно. Каждый обустраивает свой быт сам. Заходим «в гости» к крановщику Сергею Чернову. На этом пароходе он уже три года. Пока что в каюте один, но скоро появится сосед. Телевизор, колонки, ноутбук, чайник... Все принес, чтобы было, как дома. «Я же здесь практически живу, - рассказывает Сергей. - Он сам из Владивостока, выпускник морского технологического колледжа. Сокурсники и родные часто интересуются, каково это — трудиться на самой большой платформе в мире. - Подолгу рейсы выходят, да. А так — нормально. Однокурсники говорят, что не смогли без родных, без семьи... Конечно, работать тяжеловато: всё большое, даже огромное. Много людей. Но и платят хорошо. После покупки судна новой компанией зарплату пока не получал еще — думаю, будет не меньше».

/

На швартовку гиганта мы не успели, поэтому покажу парочку кадров от пресс- службы компании «Южморрыбфлот»

/

Плавзавод Всеволод Сибирцев - один из трех судов такого типа (два других - Петр Житников и Содружество), были построены на закате Советского Союза. Еще тогда масштаб этого судостроительного проекта поражал воображение. Несмотря на то, что плавбаз на Дальнем Востоке тогда было предостаточно, эти три судна выделялись: это были плавучие города, на которых могли трудиться до 600 человек экипажа.

/

Приобретенный за бесценок Сибирцев должен был помочь китайскому правительству закрепиться на  этих территориях. Предполагалось, что плавбаза будет использоваться как плавучая гостиница для китайских рыбаков, ведущих прибрежный промысел, в тот момент, когда часть суши будет уходить под воду.

/

Именно поэтому из плавбазы постарались сделать комфортабельный отель почти звездного уровня. На судне полностью восстановили систему кондиционирования и вентиляции, систему пожарной сигнализации, часть кают была переделана в настоящие гостиничные номера. Многие каюты из четырех местных стали двухместными. В их отделке были использованные самые современные материалы.

/

Возвращение Сибирцева, по мнению экспертов, сыграет свою роль во всей российской рыбной промышленности. Возвращение плавзавода в рыбную промышленность России влияет на продовольственную безопасность страны. Дело в том, что компании из других стран сегодня диверсифицировать свои промыслы, промыслом же сайры занимаются тайваньские суда, на которых номинально сидят российские экипажи. Они ловят десятки тысяч тонн и провозят рыбу к себе в страну, чтобы потом выпустить из нее продукт с добавочной стоимостью и продать в Россию. Часто это продукция не самого лучшего качества.

Тематические репортажи у меня в блоге:

(26 января 2014) Работа консервного завода «Южморрыбфлот» в Приморье

width=

Богатая история Южморрыбфлота берет начало в 1913 году, когда в рыбацком поселке Тафуин заработал небольшой консервный завод, куда сырье поставляли артели рыбаков, занимавшихся прибрежным ловом. Прошло много лет, и небольшое производство превратилось в крупнейший береговой консервный завод Приморского края. За время своего существования предприятие пережило войну, находилось на грани банкротства, тем не менее, успешно преодолело трудности и уверенно набирает обороты, возвращая себе славу лидера рыбодобывающей промышленности региона.

11.01.2015

Источник: http://ussuri-kray.livejournal.com/149078.html