Судостроение и судоремонт на Ливадийском заводе

Судостроение и судоремонт на Ливадийском заводе

Судостроение на Дальнем Востоке не вымирает, а наоборот, уверенно держится на плаву. Некогда дышащий на ладан Ливадийский ремонтно-судостроительный завод сейчас может похвастаться не только серьезным количеством специалистов, но и внушительными заказами. Работа здесь кипит ежедневно: более трехсот сотрудников рассредоточено по территории и каждый из них занят своим делом. 

 Основная деятельность Ливадийского ремонтно-судостроительного завода — это судоремонт. Но такое направление, как судостроение, предприятие тоже не обошло стороной.

В настоящее время на акватории завода находятся порядка шести судов министерства обороны и порядка восьми кораблей федерального пограничного управления. Также завод активно занимается судоремонтом гражданских судов. Все плавсредства находятся на разных стадиях ремонта, но на большинстве кораблей ремонтные работы уже подходят к концу.

Все производство состоит из двух основных цехов: корпусно-докового и электромеханического. В каждом цеху расположено по 5–6 участков различных направлений.

Но, как правило, основные работы работники завода выполняют вне помещений — в доке и на отрытых стапелях (на слипе). 


О судоремонте

Регулярно каждое судно подвергается ремонту, ведь в процессе эксплуатации возникают мелкие и крупные поломки, которые необходимо устранять. Основные судоремонтные работы происходят на слипе, палубе дока или береговой линии.

Часто работы выполняются прямо на плаву: судно швартуется к пирсу — и начинается ремонт. А если необходимо осуществить корпусные работы, то корабль, конечно, поднимают на берег. 

Александр Иванович Пивцаев,

заместитель генерального директора по качеству:

 

— Судоремонтные мощности предприятия характеризуются водоизмещением кораблей, то есть весом судна, которое можно поднять в док или на стапель. Наш док (Док-01) позволяет поднять судно весом не более 1,5 тыс. тонн. Это средний рыболовецкий траулер либо средний военный корабль типа катеров или судов обеспечения среднего водоизмещения. Не так давно предприятием был куплен более мощный док грузоподъемностью 8,5 тыс. тонн, территориально он располагается в Находке. В данный момент решается вопрос о вводе его в эксплуатацию. 

Док — это гидротехническое сооружение, которое позволяет поднять судно из воды на твердое основание с помощью своей палубы.

 Также на территории завода расположен слип для берегового ремонта. Слип — это сердце завода, береговая часть — стапеля для ремонта кораблей, которая состоит из восьми стапельных мест, где могут размещаться суда. В зависимости от длины и веса 8–10 кораблей мы можем разместить на слипе одновременно. 

Василий Иванович Шабанов,

начальник судоподъемного участка:

— Подъем судна на слип осуществляется таким образом: на тележки, которые опускаются в воду, устанавливается доковая оснастка, изготовленная по схеме, подготовленной инженером-технологом, на которую сядет судно, как на подушку. Эти тележки опускаются на необходимую глубину, затем с помощью буксиров наводится судно — водолаз выставляет его по центру балок прямо под водой. Судно закрепляется, а затем начинается его подъем. После того как судно вытащили на берег, под него закатываются перекатные поезда, с помощью которых плавсредство транспортируется на стапельное место. А там уже производится дальнейший ремонт. Управление лебедками, которые поднимают на берег судно, происходит с помощью специального пульта. 

Слип — это береговой стапель, на который с помощью судоподъемных средств поднимаются корабли из воды, размещаются на твердом основании. Здесь обеспечивается полный доступ к корпусу и механизмам корабля.

 Еще одним важным показателем основных мощностей завода являются портальные краны, которые занимаются погрузкой и выгрузкой всего, что стоит у пирса на плаву. С их помощью оборудование демонтируется, передается в цех, затем монтируется обратно, и судно снова выходит в море. Два из трех портальных кранов выдерживают нагрузку в 15 тонн, самый большой — 40 тонн.

Также существует крытая часть стапеля, эллинг, которая используется для особых ремонтных работ. Дело в том, что покраска некоторых типов судов должна происходить при положительной температуре, а в холодное время года создать соответствующие условия непросто. Именно поэтому было принято решение восстановить и модернизировать такое помещение.


О судостроении

На ЛРСЗ знают, как построить судно с нуля, — уже второй год персонал работает над новеньким буксирным катером, который совсем скоро будет передан на испытания и затем сдан в эксплуатацию заказчику.

— При строительстве судна работы начинаются с закладки киля, — рассказал Александр Иванович Пивцаев, заместитель генерального директора по качеству. — Потом формируется корпус судна, и далее следует насыщение основным оборудованием и системами — в корпусе размещается крупногабаритное оборудование. Когда закреплены основные элементы: двигатель, руль, вал, — начинается обвязка — выводятся вспомогательные системы и вспомогательное оборудование.

Особое внимание уделяется гребному-рулевому устройству — сердцу любого судна.

Иван Геннадьевич Залевский,

мастер участка по ремонту гребного-рулевого устройства:

— Я заведую участком палубных механизмов и участком по ремонту гребного-рулевого устройства Ливадийского завода. Здесь ремонтируются и строятся основные двигательные системы корабля — рулевой комплекс и гребные устройства. Самые сложные работы как в судостроении, так и в ремонте касаются именно этого механизма, поэтому мой участок является основополагающим и задающим объемы и сроки любых доковых работ.— В настоящий момент мы выполняем работы по строительству буксира, — сообщил Александр Иванович Пивцаев. — Мы сами заказывали проект на его изготовление, по нему в 2013 году был изготовлен корпус буксира, в 2014 году мы выполнили насыщение основным оборудованием и перед Новым годом спустили буксир на воду — он уже находится на плаву, готов к швартовым и ходовым испытаниям.

К сожалению, строительство заняло больше времени, чем было запланировано. Работы должны были проводиться в течение года, но по факту они растянулись в два раза. 


На сегодняшний день судостроение — не самое популярное производство, но благодаря Ливадийскому ремонтно-судостроительному заводу эта отрасль на Дальнем Востоке уверенно держится на плаву.

С каждым годом растет количество ремонтируемых судов, происходит модернизация оборудования, набираются новые специалисты. Это значит, что завод уверенно шагает вперед.

13 февраля 2015